Венецианов крестьянка с васильками описание

Рекомендательный указатель

Литературно-музыкальная композиция с использованием инсценировки.

страницы: 1 2

А.Г. Венецианов. Крестьянка с васильками 1820-е

^ Государственная Третьяковская галерея, Москва

Особое место в его творчестве заняли портреты крестьянских детей. До чего же хорош «Захарка» – глазастый, курносый, большегубый мальчишка с топором на плече! Захарка словно олицетворяет энергичную крестьянскую натуру, с детских лет приученную к труду.

А.Г. Венецианов оставил о себе добрую память не только как художник, но и как педагог. За четверть века через его школу прошли около 70 талантливых юношей. Многие ученики жили в его доме на полном содержании. Обучение и содержание обходилось дорого, небогатый Венецианов не вылезал из долгов.

Последние годы художника были безрадостны: умерла любимая жена, замучила нужда. Имение пришлось заложить. Пожилой, но еще достаточно бодрый человек, Венецианов погиб в результате несчастного случая, когда кони понесли его сани с крутого спуска.

Алексей Гаврилович Венецианов // 50 кратких биографий мастеров русского искусства. – Л. 1970. – С. 110-115. ил.

А. Г. Венецианов (1780 – 1847). Художественный календарь. Сто памятных дат. 1980. – М. 1979. – С. 47-49.

Алпатов М. Венецианов // Немеркнущее наследие / М. Алпатов. – М. 1990. – С. 216-226.

Аносова Е. С. На пашне. Весна. [о картине А. Г. Венецианова «На пашне. Весна.»] / Е. С. Аносова // Начальная школа. – 2002. — № 5. – С. 124-126.

Архангельский Н. А. Г. Венецианов и его окружение на удомельской земле // Русская провинция. – 1998. — № 3. – С. 50-59.

Презентация "Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве" - скачать презентации по МХК

Волкова Ю. Памятник в Вышнем Волочке // Юный художник. – 1980. — № 1. – С. 7.

Дмитриева Н. А. Г. Венецианов // Искусство. – М. 1989. – С. 96.

Иванов, А. Б. Очарование привычной простоты. [об А. Г. Венецианове] // Рассказы о русских художниках / А. Б. Иванов. – М. 1988. – С. 95-106.

Карпова Т. Алексей Венецианов // Крестьянка. – 1996. – № 3. – С. 63-65.

Кольцова М. Тверские мадонны. к 220-летию со дня рождения А. Г. Венецианова / М. Кольцова // Берегиня дома твоего. – 2000. — № 6. – С. 44-50.

Леонтьева Г. К. Алексей Гаврилович Венецианов. – Л. Искусство, 1988. – 388 с. 16 л. ил. портр. – (Жизнь в искусстве).

Сидоров В. Встречи с Венециановым // Юный художник. – 1980. — № 1. С. 9-14.

Старостин А. «Захарка». о картине А. Г. Венецианова // Новая игрушечка. – 1996. — № 9. – С. 26.

Тавьев М. Алексей Венецианов (1780 – 1847) / М. Тавьев // Искусство (ПС). – 2004. — № 8 (296). – С. 10. ил ; № 7 (295). – С. 8-10. ил.

Карл Павлович Брюллов

(1799-1852)

В семье преподавателя Академии художеств, резчика по дереву Павла Брюллов, в 1799 г. родился сын Карл. Его предки, гугеноты, во время религиозных гонений бежали из католической Франции и со временем осели в России. С детства карл отличался слабым здоровьем, до семи лет почти не вставал с постели. Может быть, именно болезнь, лишив его подвижных детских игр, обострила в нем наблюдательность, способность запоминать увиденное. Суровый отец привил Карлу любовь к рисованию. По его распоряжению сыну не давали завтракать до тех пор, пока он не нарисует определенное количество человечков и лошадок или не скопирует оставленной отцом гравюры.

В 10 лет он был отдан в воспитательное училище Академии художеств. Спустя 6 лет он начал учебу в самой Академии. Его ученические рисунки неизменно признавали образцом для подражания. Карл был начитан, остроумен, свободно говорил по-немецки, знал французский, слыл интересным собеседником. Всегда был горд и независим.

"Новые пути русской живописи (XIX век)". Презентация к уроку МХК в 11 классе.

Когда Брюллов закончил Академию, в Петербурге возникло Общество поощрения художников, благодаря которому Карл вместе со своим братом Александром оправился в Италию. До сих пор в стенах Академии художеств хранится бесценное свидетельство пребывания Брюллова в Италии – копия знаменитой ватиканской фрески Рафаэля «Афинская школа». Четыре года Карл работал над ней, постигая мастерство великого живописца. Русское правительство купило копию за огромную по тем временам цену – 10 тысяч рублей.

За годы пребывания в Италии Брюллов написал около 120 портретов. Самой любимой моделью художника была графиня Юлия Павловна Самойлова. По её заказу он создал знаменитую «Всадницу», на которой изображены воспитанницы графини –сестры Джованна и Амацилия Пачини.

Приехав в 1827 г. в Неаполь, Брюллов посетил развалины Помпеи. Зрелище города, погибшего почти 2 тысячи лет назад от извержения вулкана и недавно раскопанного археологами, потрясло художника. Карл решает написать трагическую сцену гибели Помпеи и её жителей. Некоторые фигуры на картине переданы им в тех же позах, что и застывшие в лаве скелеты, найденные археологами: мать с дочерьми, упавшая с колесницы женщина, юные супруги. Почти все предметы быта, изображенные на полотне, написаны с вещей, хранящихся в музее Неаполя.

Одним из первых в русской исторической живописи Брюллов изображает не конкретную личность, а народ. Не судьба отдельного героя привлекла его, а народная драма. Среди смятенной толпы есть одна спокойная фигура – художник с ящиком живописных принадлежностей на голове. Это автопортрет самого Брюллова. В Италии картина вызвала бурю восторга. владелец картины Демидов, заплативший за неё баснословную сумму – 40 тыс. франков, отправил полотно в Париж. Французская Академия художеств удостоила «Помпею» золотой медалью. Далее картина отправилась в Россию. Демидов преподнес её в дар царю. «Помпею увидели и высоко оценили Пушкин, Глинка, Герцен. Поэт Баратынский посвятил ей экспромт:

Художеств мирные трофеи

Ты внес в отеческую сень,

И стал «Последний день Помпеи»

Для русской кисти первый день!

^ К.П. Брюллов. Всадница. 1832 г.

Это был звездный час мастера. Редко кому такое выпадает при жизни. «Великий Карл» – так теперь его нередко называли.

Не считая исторической картины «Последний день Помпеи», Брюллов прославился в истории русской живописи как блестящий портретист. В каждом портрете художник сумел подчеркнуть яркую индивидуальность личности, нашел черты, присущие лишь этим людям.

Карл Брюллов был великим тружеником. За годы, проведенные в России, он написал десятки портретов, работал над большим историческим полотном «Осада Пскова», которое, правда, так и осталось незаконченным, участвовал в росписях только что построенного Исаакиевского собора, преподавал в Академии художеств. Вернувшись в 1849 г. в Италию, он продолжал активно трудиться. Однако слабое от рождения здоровье все более ухудшалось. 23 июня 1852 г. после обеда Брюллова охватил такой приступ судорожного кашля, какого не было раньше. Этот день стал для великого Карла последним. Его похоронили в Риме на кладбище Монте Тестаччо.

Алянский, Ю. Брюллов К. Глазами Пушкина // Рассказы о русском музее / Ю. Алянский. – М. 1987. – С. 119-121.

Художник утвердил простого человека в праве стать героем картины, - Картинка 7969-22

Аносова, Е. С. Великий Карл. в мире искусства // Нач. школа. – 2000. – № 3. – С. 7-11.

Байрамова, Л. Карл Брюллов. всемирная галерея // Смена. – 2000. – № 1. – С. 96-116.

Баюра, Л. Миловидна и грациозна. портрет И. И. Клодт работы К. П. Брюллова / Л. Баюра // Мир музея. – 2003. — № 1. С. 56-59. Ил. Портрет баронессы И. И. Клодт.

Бочаров И. Н. Карл Брюллов. ит. находки / И. Н. Бочаров, Ю. П. Глушакова. – М. Знание, 1984. – 190 с. ил.

Брюллов / авт.-сост. Г. И. Пикулева. – М. Олма-Пресс Образование, 2004. – 126 с. – (Галерея гениев).

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович // Русские художники. энцикл. слов. – СПб. 2000. – С. 98-101. цв. ил.

Бочаров И. Две поездки Карла Брюллова в Италию / И. Бочаров, Ю. Глушакова // Русская галерея. – 2001. — № 1. – С. 20-27.

Брюллов Карл «Последний день Помпеи» // Величайшие творения человечества. энцикл. – М. 2001. – С. 229-232.

Воякина С. «Это был космос… он весь был страсть…». к 200-летию со дня рождения К. П. Брюллова // Книгочей. — Вып. 3. – М. 1998. – С. 58-69.

Грачева, И. В. Поэт и художник. Пушкин и Брюллов // Литература в школе. – 1999. – № 2. – С. 11-18.

Жукова, А. Сверкающая кисть. К. Брюллов «Последний день Помпеи». [рассказ о картине] // Детская роман-газета. – 2000. – № 2. – С. 39-42.

Жуланова, Н. «И прекрасный Брюллов». жизнь замечательных детей // Костёр. – 2000. — № 1. –С. 14-15.

Презентация на тему: "ВЕНЕЦИАНОВ АЛЕКСЕЙ ГАВРИЛОВИЧ ( ). Венецианов - уникальное явление в русской живописи. Он заложил основы ц

Иванов Е. «Ажиотаж разгорелся небывалый…». [биография К. Брюллова] // Россия молодая. – 1996. — № 4. – С. 38-40.

Иванов, А. Б. Владея языком огня. [о К. П. Брюллове] // Рассказы о русских художниках / А. Б. Иванов. – М. 1988. – С. 107-120.

Карл Брюллов «Последний день Помпеи» // Клёпа. – 2004. — № 9. – С. 10-12.

Краснов, Н. В. К. П. Брюллов. «Последний день Помпеи» // Беседы по искусству в средней школе. – М. 1970. – С. 68-74.

Кулаков, В. Карл Великий // Наше наследие. – 2000. – № 52. – С. 105-112.

Курбатов В. Возвращение // Искусство. – 1997. — № 31. – С. 6.

Леонтьева Г. К. Карл Павлович Брюллов = Karl Briullov. [альбом]. – Л. Художник РСФСР, 1986. – 194 с. цв. ил. – (Рус. живописцы ХIХ в.).

Леонтьева Г. К. Картина К. П. Брюллова «Последний день Помпеи». – Л. Художник РСФСР, 1985. – 71 с. цв. ил.

Лернер, Л. Ангел Карла Великого. к 200-летию со дня рождения К. Брюллова // Работница. – 2000. — № 1. – С. 52-55.

Маркина, Л. Карл Брюллов. к 200-летию со дня рождения // Юный художник. – 1999. — № 11-12. – С. 14-20.

Молева, Н. Эта божественная Юлия. [о жизни художника К. Брюллова и его картинах] // Мир женщины. – 1999. – № 10. – С. 32-35.

Мусаликин, В. Хозяйка последнего бала (портрет М. Г. Разумовской) // Мир музея. – 1998. — № 6-7. – С. 25-28.

Никонов А. А. «Последний день Помпеи» и последние дни Помпей / А. А. Никонов // География (ПС). – 2000. – № 43. – С. 11.

О картине К. Брюллова «Последний день Помпеи» // С веком наравне. Т. 1. – М. 1966. – С. 31-37.

Осипова, Л. Возрождение Брюллова. выставка к 200-летию со дня рождения К. Брюллова в Государственной Третьяковской галерее / Л. Осипова // Семья и школа. – 2000. – № 10. – С. 34-35.

Презентация на тему: "Здравствуйте, затейницы! Надеюсь, вы в прекрасном настроении? Сегодня на уроке нас ждет увлекательное путе

Осипян, Е. И. Карл Брюллов в Португалии // Лат. Америка. – 2000. – № 2. – С. 93-104.?

Островский Г. Карл Брюллов // Рассказ о русской живописи / Г. Островский. – 2-е изд. – М. 1989. – С. 126-133.

Певзнер, Л. Пушкин перед картинами Брюллова // Русская галерея. – 2001. – № 1. – С. 15-19.

Плотникова, Е. Рисунки и акварели Брюллова в собрании Третьяковской галереи. Новые поступления // Русская галерея. –2001. — № 1. – С. 9-13.

Порудоминский В. Зал 12 // Порудоминский В. Первая Третьяковка. – М. 1979. – С. 46-50.

Прожогин, Н. История портрета А. Н. Демидова // Наше наследие. – 2000. – № 52. – С. 113-117.

Прожогин Н. Брюлловская всадница и её необычайные превращения // Мир музея. – 1998. – № 1. – С. 32-38 ; № 2. – С. 40-44.

Прожогин Н. Русская графиня в Милане. музыка и живопись (К. Брюллов и Д. Пачини) // Муз. жизнь. – 1998. — № 2. – С. 36-39.

Романовский А. «Последний день Помпеи». Карл Брюллов и его «соавторы» Юлия Самойлова и Джованни Пачини / А. Романовский // Наша школа. – 2002. – № 1. – С. 32-35.

Самойлова С. Удаляющаяся с бала. [о Ю. П. Самойловой, изображённой на нескольких картинах К. П. Брюллова] / С. Самойлова // Домашний лицей. – 2002. – № 1. – С. 102-105.

Степанова, С. Последний день Помпеи. рассказ об одной картине // Юный художник. – 1999. – № 11-12. – С.21-23.

Сурков, Павел. Карл Брюллов (1799 – 1852) / П. Сурков // Искусство (ПС). – 2005. — № 2. С. 5-13. ил.

Усачёва С. Два портрета знатной дамы (М. А. Бек). из собрания Третьяковской галереи // Юный художник. – 1997. — № 3. – С. 4-6.

Художник - Алексей Гаврилович Венецианов - "Крестьянка с васильками" (Масло, Холст): Описание картины

Уткина, Н. Кумиры падают. История одной картины. [«Последний день Помпеи»] // Искусство (ПС). – 2002. — № 4. – С. 4.

Яковлев В. Н. Карл Павлович Брюллов // О великих русских художниках. – М. 1962. – С. 5-23. ил.

Павел Андреевич Федотов

(1815-1852)

Федотов П. А. родился в Москве. Его отец – боевой офицер, выслужившийся из солдат, вынужден был оставить военную службу и перейти на гражданскую из-за ранений. Семья Федотовых была небогата, и юноше не оставалось ничего другого, как пойти по стопам отца и стать военным. Как раз в это время в Москве, в бывшем Головинском дворце, открылся кадетский корпус. Так Павел стал кадетом.

Федотов обладал замечательными способностями и превосходной зрительной памятью. За отличную учебу и примерное поведение он вскоре был произведен в унтер-офицеры, а затем фельдфебели. В свободное от учебы время юный кадет служил музам. У него был неплохой голос, и он солировал в корпусном хоре. Павел выучился играть на гитаре, затем на флейте, сочинял романсы. Кроме того, художник писал стихи, и много рисовал – портреты своих учителей и товарищей, карикатуры.

Он заполнил рисунками семейные альбомы друзей и знакомых. Но как невелик был его природный талант, Федотов понимал, что живописи надо учиться. Спустя полгода после переезда в Петербург он получил билет № 241 на право посещения рисовальных классов Императорской Академии художеств.

Кумиром Федотова в ту пору стал замечательный английский живописец XVIII в. Уильям Хогарт. Он создавал целые серии картин на различные темы из жизни современного ему английского общества. Причем в своих работах Хогарт обличал их пороки. Под влиянием Хогарта появились графические работы Федотова: «Магазин», «Офицерская передняя», «Кончина Фидельки».

Пройдя хорошую школу графики, Федотов решил попробовать писать маслом. Он очень быстро осваивал технику масляной живописи. поэтому новая картина – «Сватовство майора» принесла ему огромную славу как живописцу. действие происходит в интерьере. Справа, в проеме двери, остановился пришедший свататься майор. На переднем плане – молодая и красивая купеческая дочь. Видимо, захваченная врасплох, она пытается скрыться в соседней комнате, но мать старается удержать её за подол нарядного платья.

^ П.А. Федотов. Сватовство майора. 1848 г.

Но главное не в сюжете, а в живописном мастерстве художника. Небольшое полотно (58×75 см) демонстрирует высочайший художественный дар Федотова. Умело составленная композиция позволяет легко разобраться в происходящем, понять роль каждого участника. Только сам мастер знал, какая кропотливая работа скрывалась за этим мастерством. Отец, глава семейства – долго не удавался художнику. Федотов мучительно искал нужный образ. Интерьер купеческого дома художник «подсмотрел» в одном из трактиров близ Гостиного двора. Все писал с натуры, вплоть до пирога на столе, купленного в трактире и по окончании сеанса съеденного без остатка.

Наконец картина была закончена и выставлена в Академии художеств. 30 сентября 1848 г. его признали достойным звания академика.

После «Сватовства майора» последовал «Завтрак аристократа». По сюжету эта миниатюрная картина менее значительна, но по живописным качествам не уступает предыдущей.

Увы! Талант в России редко вознаграждается при жизни. Пушкин как-то в сердцах бросил фразу: «Черт догадал меня родиться в России с душою и талантом!» Она могла бы стать эпиграфом к биографиям многих деятелей русской художественной культуры XVIII-XIX вв. Федотов не был среди них исключением. Всю жизнь художник не мог выбиться из тисков нужды. Ради искусства он пожертвовал личным счастьем, отказавшись соединить свою беспокойную творческую судьбу с любящим человеком.

За год до смерти Федотов начинает картину «Анкор, еще Анкор!». Она не похожа на другие федотовские картины. Сюжета как такового нет. В русской живописи найдется немного картин, которые были бы проникнуты таким духом трагизма и безысходности, как «Анкор, еще анкор!»

Странное впечатление, которое производит эта картина, не случайно. Она выдает признаки тяжелого душевного заболевания, начавшегося у художника. Летом 1852 г. его поместили в частную лечебницу. Но помочь ему никто не смог. В ноябре этого же года мастера не стало.

Алексеев В. Павел Федотов. «Сватовство майора» // Семья и школа. – 1987. — № 7. – С. 64.

Алянский Ю. «Как люди живут на свете» // Рассказы о русском музее. – М. 1987. – С. 134-142.

Воякина С. М. «Это был художник самородный и русский…». о родоначальнике нового направления в живописи П. А. Федотове / С. М. Воякина // Книгочей. – 2002. — № 8. – С. 47-54.

Дитерихс Л. К. П. Федотов // Некрасов. Островский. Федотов и др. биографические повествования. – Челябинск, 1999. – С. 217-284. – (ЖЗЛ. Биогр. б-ка Ф. Павленкова).

Краснов Н. В. П. А. Федотов. «Завтрак аристократа» // Краснов Н. Беседы по искусству в средней школе. – М. 1970. – С. 79-84.

Кузнецов Э. Д. Павел Федотов. – Л. Искусство, 1990. – 307 с. 22 л. ил.

Леонтьева Г. К. Картина П. А. Федотова «Сватовство майора». – Л. Художник РСФСР, 1985. – 55 с. цв. ил.

Норин Д. «Если барыня не в духе…». мастера // Искусство. – 1997. — № 5. – С. 12-13.

Осипова Л. Павел Федотов. «Завтрак аристократа». домашний музей // Семья и школа. – 1991. – № 12. – С. 57

Островский Г. С. Павел Федотов // Рассказ о русской живописи / Г. Островский. – 2-е изд. – М. 1989. – С. 141-148.

П. А. Федотов // 100 памятных дат. 1990. – М. 1989. – С. 173-176.

Павел Андреевич Федотов // 50 кратких биографий мастеров русского искусства. – Л. 1970. – С. 116-122. ил.

Плотникова Е. Федотов-рисовальщик. мастера русского искусства // Юный художник. – 1993. — № 7. – С. 29-32.

Плотникова Е. Федотов в зеркале автопортретов // Художник. – 1993. — № 4. – С. 25-26.

Порудоминский В. Зал 13 // Первая Третьяковка / В. Порудоминский. – М. 1979. – С. 50-55.

Рацея (объяснение картины П. Федотова «Сватовство майора») // Русская галерея. – 2000. – № 1-2. =- С. 10-12.

Рисовать в тетради не запрещается. [о творчестве П. Федотова] // Эскиз. – 2003. — № 3. – С. 4. ил. – (Вернисаж).

Федотов. [альбом / авт.-сост. Э. Д. Кузнецов]. – М. Изобразит. искусство, 1990. – 20 с. цв. ил.

Федотов Павел Андреевич // Русские художники. энцикл. слов. – СПб. 2000. – С. 645-647. цв. ил.

Харджиев Н. Последние картины Федотова // Искусство. – М. 1989. – С. 143.

Чайковская В. Выбор невесты. новеллы о русских художниках / В. Чайковская // Наша школа. – 2001. — № 7-8. – С. 28-31.

Чайковская В. Выбор невесты. новеллы о русских художниках ХIХ века. Новела вторая. Павел Федотов // Детская литература. – 1997. – № 3. – С. 97-101.

Шанина Н. «Гоголь в живописи». Павел Федотов / Н. Шанина // Детская роман-газета. – 2004. — № 2. – С. 11-15.

Шер Н. С. Рассказы о русских художниках. – М. 1966. – С. 5-52. ил.

Шумова М. Необычный мастер (о художнике П. Федотове) // Художник. – 1993. – № 4. – С. 20-24.

Шумова М. В кругу друзей. к 175-летию со дня рождения П. Федотова // Юный художник. – 1990. – № 11. – С. 12-14.

Яковлев В. Н. Павел Андреевич Федотов // О великих русских художниках. – М. 1962. – С. 39-45. ил.

Иван Иванович Шишкин

(1832-1898)

Шишкин И.И. родился в Елабуге в семье краеведа. С юных лет отец прививал сыну любовь к родине, природе и человеку. Необъятные просторы берегов Камы навсегда оставили в памяти юноши неизгладимое впечатление.

В 1852 г. он поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. В 1856 г. Шишкин поступил в Академию художеств. Годы учебы оказались для юного живописца необычайно плодотворными. Именно там он обрел свою индивидуальную манеру письма. Во время учебы в академии он подолгу простаивал с мольбертом и писал пейзажи окрестностей Петербурга и острова Валаам, передавая их истинный характер. В 1860 году художник окончил академию, получив Большую золотую медаль за полотно «Вид на острове Валааме». Это дало ему возможность отправиться в путешествие за границу.

Очень скоро Европа заговорила о появлении молодого талантливого русского живописца. К тому времени творческая манера этого художника уже полностью сложилась. Действительно, полотна Шишкина явились своеобразным оттиском картин природы, представленной во всем её многообразии и красоте. Глядя на его пейзажи, кажется, что пройдет еще минута – и можно будет услышать дуновение легкого ветерка, увидеть покачивание крон деревьев и тихий шелест травы.

В 1870 г. Шишкин вместе с И. Н. Крамским, В. Г. Перовым, А. К. Саврасовым занимается организацией нового объединения художников – Товарищества передвижных художественных выставок. На протяжении всей жизни живописец остался верным товариществу. На первой выставке товарищества передвижников Шишкин представил несколько картин: «Вечер», «Сосновый лес» и «Березовый лес».

Воспроизводить на полотне живую картину природы мастеру во многом помогали его этюды, выполненные с натуры. Всестороннее изучение мира природы привело к тому, что постепенно художник стал улавливать в ней больше различных мотивов, сюжетов и тем. С течением времени мастерство его росло. В 70-е гг. XIX столетия появляются произведения, в которых автор стремиться запечатлеть меняющееся состояние природы. В 1878 г. художник завершает работу над картиной «Рожь». Всюду зритель видит золотистые хлебные поля. Точно и верно передано живописцем небо с набегающими издалека тяжелыми серовато-белыми облаками.

^ И.И. Шишкин. Утро в сосновом лесу. 1872 г.

В 1886 г. появились полотна «Святой ключ близ Елабуги» и «Дубовая роща», которые стали образцами живописи Шишкина, пытавшегося достоверно изобразить природу и показать её величавую красоту.

В 1889 г. художник работал над одним из лучших произведений, впоследствии ставшим классикой реалистического пейзажа, — полотном «Утро в сосновом лесу». Живописец выхватил из мира природы всего одно мгновение. Рассвело. Бурые медвежата вылезли из своей берлоги и, разместившись на поваленном дереве, затеяли веселую игру. Первые солнечные лучи пробиваются сквозь тяжелые кроны деревьев. Таким видит художник русский лес.

Композиция «На севере диком…» — является своеобразным творческим экспериментом художника. Использование яркой синевы в палитре красок, а также контраст светлого и темного не были характерны для более ранней живописи мастера. В 1891 г. в залах Петербургской академии художеств прошла первая крупная выставка работ Шишкина. Организовать её великому живописцу помог Репин И.Е. Эта выставка имела огромное значение для дальнейшего развития жанра эпического пейзажа.

Кульминационным произведением пейзажиста стало полотно «Корабельная роща», написанное в год смерти мастера, в1898 г. Полотно стало воплощением накопленного за многие годы творческого опыта живописца. Глядя на картину и представленный пейзаж. Возникает ощущение торжественного спокойствия, величия и грандиозности мироздания. В «Корабельной роще» пейзажист предстает и мастером колористики. Живопись его богатая, сочная, яркая и гармоничная. Каждая краска призвана исполнить свою роль. Один цвет переходит в другой посредством множества оттенков.

8 марта 1898 г. едва успев закончить работу над «Корабельной рощей», Шишкин скончался, оставив после себя множество пейзажей, до сих пор поражающих зрителя торжественностью, поэтичностью и патетикой, вселяющими в души людей необычайный оптимизм и веру в будущее отечества.

Анисов Л. М. Шишкин / Л. М. Анисов. – М. Мол. гвардия, 1991. – 301 с. ил. – (Жизнь замечательных людей).

Анисов Л. И тёмный лес вдали…. Иван Шишкин // Детская роман-газета. – 1996. – № 5. – С. 37-40.

Анисов Л. «Среди долины ровныя…». [о художнике И. И. Шишкине] // Работница. – 1996. – № 4. – С. 50-53.

Асламова С. Богатырь русского леса. [о г. Елабуга – родине И. И. Шишкина] / Светлана Асламова // Сибирячок. – 2004. – № 4. – С. 17-20.

Афанасьев В. Русское богатство. И. И. Шишкин (1832 – 1898). Заметки и выписки о великом русском художнике / В. Афанасьев // Воскресная школа. – 2002. – № 25-26. – С. 15-17.

Воякина С. Лесной богатырь России. И. И. Шишкин / С. Воякина // Библио-поле. – 2002. – № 3. – С. 74-80.

Жукова А. Лесной богатырь-художник. мастера русского искусства // Юный художник. – 1982. – № 1. С. 36-41.

Захаренкова Л. Полжизни в сосновом лесу. родина на картинах художников // Юный художник. – 1998. – № 2. – С.8-11.

Иван Шишкин / авт. текста В. Манин. – М. Белый город, 2003. – 64 с. ил. – (Мастера живописи).

Иван Иванович Шишкин. [альбом / авт. и сост. Н. Н. Новоуспенский]. – Л. Художник РСФСР, 1990. – [24] с. цв. ил. – (Мастера рус. живописи).

И. И. Шишкин – живописец лесов и долин // Беседы о русских художниках. – Л. 1960. – С. 62-68.

Иван Иванович Шишкин // 50 кратких биографий мастеров русского искусства. – Л. 1970. – С. 142-146. ил.

И. И. Шишкин. Переписка. Дневники. – Л. Искусство, 1984. – 478 с.

Коваленко П. Певец русского леса. жизнь и творчество И. Шишкина // Начальная школа. – 1999. – № 10. – С. 12-16.

Кудинов И. П. Сосны, освещённые солнцем. Повесть о художнике Шишкине. – Барнаул. Алтайское кн. изд. 1974. – 136 с. ил.

Лесной кудесник // С веком наравне. Т. 1. – М. 1966. – С. 179-184.

Манин В. С. Иван Шишкин. – М. Слово, 1997. – 96 с. ил. – (Картинная галерея).

Осокин, В. Н. Величие лесов, ширь полей // Рассказы о русском пейзаже. – М. 1963. – С. 19-32.

Островский Г. С. [о И. Шишкине] // Рассказ о русской живописи / Г. Островский. – 2-е изд. – М. 1989. – С. 251-252.

Степанова С. И. Шишкин. мастера русского искусства // Юный художник. – 2002. – № 8. – С. 30-35.

Шишкин Иван Иванович // Русские художники. энцикл. слов. – СПб. 2000. – С. 702-707. цв. ил.

Шишкин лес. [о художнике И. И. Шишкине] // Эскиз. – 2004. — № 6. – С. 8-9.

Шувалова И. Н. Иван Иванович Шишкин = Ivan Shishkin. [альбом]. – Л. Художник РСФСР, 1990. – 210 с. цв. ил. – (Рус. живописцы ХIХ в.).

Шувалова И. Среди долины ровныя…. культурное наследие (о творчестве И. Шишкина) // Художник. – 1993. – № 6. – С. 16-18.

Шумова М. Н. Шишкин Иван Иванович // Русская живопись сер. XIX в. / М. Н. Шумова. – М. 1984.

Яковлев В. Иван Иванович Шишкин // Искусство. В 3-х ч. Ч. 3. – 4-е изд. испр. и доп. – М. 1989. – С. 168.

Яковлев В. Н. Иван Иванович Шишкин // О великих русских художниках / В. Н. Шишкин. – М. 1962. – С. 63-70. ил.

Илья Ефимович Репин

(1844-1930)

Величайшим мастером живописи стал в истории русского искусства И.Е. Репин. Он родился в Чугуеве, недалеко от Харькова, в семье солдата. Его родители были очень бедны и не могли дать мальчику, проявлявшему большие способности к рисованию, художественное образование. Илью определили в Чугуевскую топографическую школу, а позднее – в иконописную мастерскую Бунакова. Пятнадцатилетний юноша вместе с другими мастерами расписывал сельские церкви на Украине. Эта работа позволила скопить немного денег и отправиться в Петербург.

Репин приехал в столицу в 1863 г. чтобы поступить в академию художеств. В 1871 г. Репин написал на заданную академией тему картину «Воскрешение дочери Иаира». Хотя художнику была неинтересна евангельская тематика, картина удалась мастеру. В «Воскрешении дочери Иаира» впервые появилось важнейшее качество живописи Репина – глубокий психологизм.

Следующим значительным произведением, выполненным уже вне академических стен, стала картина «Бурлаки на Волге» (1870-1873). Желая как можно лучше узнать жизнь своих героев, Репин отправился на Волгу. На берегу великой реки он подолгу работал над натурными этюдами.

Весной 1873 г. Репин по праву обладателя Большой золотой медали отправился совершенствовать свое мастерство за границу. Из-за границы художник привез картины «Парижское кафе» (1875) и «Садко»(1875). Вернувшись на родину, Репин побывал в Чугуеве. Чтобы лучше узнать жизнь народа, он посещал деревенские кабаки, постоялые дворы, церкви, свадебные торжества.

Во время посещения кельи царевны Софьи в Новодевичьем монастыре у художника родился замысел создания большого полотна на исторический сюжет. Вскоре появилась знаменитая картина «Царевна Софья» (1879). Репин не просто показал историческое событие, он представил его как трагедию человеческой личности. Передать сложные чувства царевны, её желание отомстить своему обидчику помогает ряд композиционных элементов. Разметавшиеся волосы Софьи, её горящие гневом глаза, смятая скатерть на столе, отодвинутый стул – все это свидетельствует о том, что царевна еще не остыла от вспышки ярости.

Репин очень тщательно готовился к созданию своей картины: он изучал исторические документы, одежду и предметы быта XVII в. которые мог видеть в Оружейной палате Кремля.

События современности побудили Репина к созданию второй исторической картины, которой художник как бы провел параллель между своей эпохой и прошлым. Так появилось его полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885). Репин запечатлел в своей композиции реальное событие, случившееся в 1581 г. убийство Иваном Грозным сына.

Свою третью историческую композицию Репин завершил в 1891 г. Он назвал свое полотно «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Основное её отличие от двух предыдущих в том, что её главный герой – не отдельный человек, определенная историческая личность, а народ, сражающийся за свою независимость. Как и в других своих исторических композициях, репин стремился к большей достоверности. Многие детали полотна очень точно передают предметы быта Запорожской Сечи.

^ И.Е. Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану.

1888-1891.

Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

Самым значительным произведением на революционную тематику стало полотно «Не ждали». Художник изобразил революционера, возвратившегося в родной дом из ссылки. Его неловкая поза, ожидание, застывшее в глазах, свидетельствует о неуверенности, даже страхе: узнает ли его семья, примут ли отца, отсутствующего много лет, его дети? Репин написал свою картину очень быстро, на одном дыхании.

Важное место в творчестве живописца занимает портрет. Художник писал одухотворенные портреты своих современников М.П. Мусоргского, А.И. Дельвига, Л.Н. Толстого.

Живопись Репина, ставшая вершиной русского искусства, оказала большое влияние на многих мастеров.

Алёхин А. Д. Одержимый творчеством // Когда начинается художник / А. Алёхин. – М. 1994. – С. 51-59.

Алянский, Ю. Бурлаки во дворце // Рассказы о русском музее / Ю. Алянский. – М. 1987. – С. 142-151.

Байрамова Л. Илья Репин. всемирная галерея // Смена. – 1999. – № 2. – С. 94-115.

Барановская З. Поэзия в красках. [о творчестве И. Е. Репина] // Начальная школа (ПС). – 2000. – № 1. – С. 2-3. (начало см. № 1, 5, 9, 13, 18, 21, 25, 29, 33, 36, 40, 46 / 1999).

Волынский Л. Зрелые годы // Лицо времени / Л. Волынский. – М. 1971. – С. 107-116 ; 230-236.

Гиппиус Н. В. Крутые ступени. Повесть о юности И. Репина / рис. В. Куприянова. – Л. Дет. лит. 1970. – 143 с. ил.

Грабарь И. Портреты Репина эпохи расцвета // Искусство. – М. 1969. – С. 432-435.

Данилевич Н. Неизвестный Репин. парадный портрет императора Николая II // Мир музея. – 1996. – № 1-2. – С. 43-45.

Долгополов И. Запорожцы // В мире прекрасного. – 1984. – август.

Ельшевская Г. В. Илья Репин. – М. Слово, 1996. – 96 с. ил. – (Картинная галерея)

Ельшевская Г. Илья Репин 1844 – 1930. портретная галерея. Пирогов и другие / Г. Ельшевская // Искусство (ПС). – 2003. — № 8. – С. 6.

Жданкина М. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» // Искусство (ПС). – 2002. – № 12. – С.2.

Игнатова Н. Первоначальный вариант (портрет И. С. Тургенева работы И. Репина) // Мир музея. – 1996. – № 5. – С. 67-71.

Илья Ефимович Репин. 160 лет со дня рождения // Миша. – 2004. – № 4. – С. 15-17.

Илья Ефимович Репин // 50 кратких биографий мастеров русского искусства. – Л. 1970. – С. 187-192.

Кириллина Е. И. У Репина в «Пенатах». музей / Е. И. Кириллина // Наука и жизнь. – 2002. – № 2. – С. 90-98.

Краснов, Н. В. И. Е. Репин. «Бурлаки на Волге», «Не ждали» // Беседы по искусству в средней школе / Н. Краснов. – М. 1970. – С. 95-107.

Леняшин В. Илья Репин 1844 – 1930. правда таланта / В. Леняшин // Искусство (ПС). – 2003. — № 3. (специальный выпуск). – С. 8-10.

Маслов С. Шедевр Репина обнаружен. почти 80 лет портрет российского императора Николая II считался пропавшим // Комсомольская правда. – 1995. – 26 сент.

Минченков Д. Репин Илья Ефимович // Воспоминания о передвижниках / Д. Минченков. – Л. 1963. – С. 168-190. ил. портр.

Минченок Д. Призрак Госсовета. о картине И. Репина «Торжественное заседание Государственного совета» / Д. Минченок // Огонёк. – 2002.- № 45. – С. 46-47.

Островский Г. Илья Репин. «Бурлаки на Волге», «Отказ от исповеди», «Портрет Мусоргского», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» // Рассказ о русской живописи / Г. Островский. – 2-е изд. – М. 1989. – С. 188-215.

Певзнер Л. Илья Репин 1844 – 1930. историческая достоверность и правда трагедии / Л. Певзнер // Искусство (ПС). – 2003. – № 8. – С. 11-12.

Певзнер Л. Царевна Софья. художник работает над образом // Искусство (ПС). – 2000. – № 42. – с. 11-13.

Пистунова А. М. Богатырь русского искусства. докум. повесть о И. Е. Репине / Александра Пистунова. – М. Дет. лит. 1991. – 175 с. ил. цв. ил.

Порудоминский В. И. Бурлаки на Волге. – М. Малыш, 1985. – 32 с. ил.

Порудоминский В. Зал 20. [о картине Репина И. Е. «Бурлаки на Волге»] // Первая Третьяковка / В. Порудоминский. – М. 1979. – С. 119-123.

Порудоминский В. Путь слабых. Победитель. [о картине Репина И. Е. «Арест пропагандиста»] // Первая Третьяковка / В. Порудоминский. – М. 1979. – С. 124-125.

Поспелов Г. Илья Репин. народовольческая серия. [о группе картин Репина, посвящённых движению народников] / Г. Поспелов // Искусство (ПС). – 2003. – № 7. – С. 6, 12.

Репин И. Е. Из собрания Государственной Третьяковской галереи (графика). альбом. – М. Изобр. искусство, 1987. – 48 с.

Репин Илья / авт. текста Е. Алленова. – М. Белый город, 2001. – 64 с. ил. – (Мастера живописи).

И. Репин. Живопись. [альбом / авт.-сост. Г. С. Чурак]. – М. Изобразит. искусство, 1987. – 48 с. ил. – (Из собр. Гос. Третьяков. галереи).

Репин. «Бурлаки на Волге» // Величайшие творения человечества. энцикл. – М. 2001. – С. 257-260.

Репин. «Иван Грозный и сын его Иван» // Величайшие творения человечества. энцикл. – М. 2001. – С. 260-263.

Репин Илья Ефимович // Русские художники. энцикл. слов. – СПб. 2000. – С. 507-511. цв. ил.

Рощин А. Путь к гармонии. художник и жизнь. – 1996. – № 2. – С. 1-4.

Свобода, равенство и братство. Великое десятилетие // С веком наравне. – Т. 1. – М. 1966. – С. 251-268.

Стасов В. Илья Ефимович Репин // Избранные статьи о русской живописи / В. Стасов. – М. 1984. – С. 127-138.

Стасов В. Портрет Мусоргского // Избранные статьи о русской живописи / В. Стасов. – М. 1984. – С. 139-142.

Стасов В. Портрет Льва Толстого // Избранные статьи о русской живописи / В. Стасов. – М. 1984. – С. 143-147.

Стасов В. Картина Репина «Бурлаки на Волге» // Искусство. – М. 1969. – С. 430-432.

Стернин Г. Ю. Илья Ефимович Репин = Ilya Repin. [альбом]. – Л. Художник РСФСР, 1985. – 255 с. ил. цв. ил. – (Рус. живописцы ХIХ в.).

Туберовская О. «Отказ от исповеди» // В гостях у картин / О. Туберовская. – Л. 1964. – С. 24-26.

Фёдоров-Давыдов А. А. Илья Ефимович Репин. – [2-е изд. доп.]. – М. Искусство, 1989. – 119 с. цв. ил.

Чуковский К. И. Илья Репин. – 2-е изд. перераб. и доп. – М. Искусство, 1983. – 143 с. 41 л. ил. – (Жизнь в искусстве).

Чуковский К. Илья Ефимович Репин (1844 – 1930) / К. Чуковский // Изобразительное искусство в школе. – 2004. – № 4. – С. 3-14.

Чурак Г. И. Репин. Крестный ход в Курской губернии. рассказ об одной картине // Юный художник. – 1998. — № 8. – С. 23-27.

Чурак Г. «Государь выходит в два часа…» (о парадном портрете Николая II работы И. Репина) // Мир музея. – 1996. — № 5. – С. 28-30.

Шанина Н. Могучий талант. Илья Репин // Детская роман-газета. – 1998. – № 6. – С. 21-24.

Шувалова И. «Ведь это летопись…». история создания картины [торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 г.] // Искусство (ПС). – 2002. – № 20. – С. 18-19.

Шумова М. Н. Репин Илья Ефимович // Русская живопись середины XIX в. / М. Н. Шумова. – М. 1984.

Яковлев В. Илья Ефимович Репин // О великих русских художниках. – М. 1962. – С. 122-140.

Яновский-Максимов Н. Могучая правда жизни // Сквозь магический кристалл… / Н. Яновский-Максимов. – М. 1975. – С. 9-60.

Василий Иванович Суриков

(1848-1916)

В.И. Суриков родился 24 апреля 1848 года в сибирском городке Красноярске, в семье мелкого служащего. Предки художника поселились в Сибири ещё в XVI в. бежав с Дона с отрядом Ермака. Воспитывался Суриков в патриархальной среде старинного казацкого рода.

Особое впечатление производили на юношу сибирские песни и обряды. А открытые лица сибиряков, выражающие силу, волю, смелость и непоколебимость, помогли уже зрелому мастеру познать русскую душу и отразить её на полотне. Не менее яркое впечатление произвела на молодого художника и сибирская природа.

В 1868 г. Суриков покинул родину и отправился в северную столицу, признанный центр русского искусства – Петербург. Там он поступил в Академию художеств, где за весь период учебы проявил себя старательным и талантливым учеником. После окончания Академии художеств он отправился в Москву. там он получил заказ на оформление храма Христа Спасителя. Результатом его труда стало появление серии монументальных произведений, объединенных общим названием «Вселенские соборы»

В творчестве Василия Ивановича Сурикова историческая живопись обрела свое современное понимание. Как никто другой он смог проникнуться мятежной душой русского человека, показать её сущность и запечатлеть её на полотне. Знаменитый художник признан родоначальником такого жанра в исторической живописи, как народная реалистическая трагедия. Во многом её появление было обусловлено сложившейся в России во второй половине XIX в. общественно- политической ситуацией, которая характеризовалась усилением царской власти и народного гнета.

Полотна этого живописца изображают не только далекое прошлое русского человека, но и его настоящее: мятежный дух, стремление, во что бы то ни стало отыскать истину, удаль, свободолюбие.

В 1878 г. благодаря заработанным деньгам и находясь под впечатлением от величия старого града Москвы, Суриков начал работу над масштабным историческим полотном «Утро стрелецкой казни». На полотне изображена толпа людей. Более всего автора занимает размещенный в центре композиции образ стрельца, приговоренного к смерти. Именно фигура стрельца призвана завершить трагическое действие, развернувшееся на полотне. Эта картина отражает один момент в русской истории.

Следующей значительной работой художника стала картина «Меншиков в Березове», которая не выражает какое-либо драматическое действо. Все герои сосредоточены вокруг стола и слушают чтение младшей дочери и сестры. Передача внешнего движения в данном случае не является художественной задачей автора. Наиболее важны душевные переживания героев. Каждый погружен в собственные мысли. В 1883 г. полотно было выкуплено Третьяковым. На вырученные деньги Суриков смог с семьей выехать за границу. Главной целью поездки было знакомство с творчеством мастеров живописи.

Тогда же, во время пребывания за границей, художник замышляет написание монументального исторического полотна, посвященного боярыне Морозовой. Образ героини является центральным в композиции, однако он не заслоняет собой народ, представленный десятками лиц. Полотно написано с использованием всей гаммы цветов: от черного до белого. До сей поры этюд с изображением головы боярыни Морозовой считается одной из наиболее удачных работ мастера и истинным шедевром мировой живописи. Он и сейчас хранится в семейном музее живописца. Кроме того, картину можно назвать своеобразной мудрой книгой, повествующей о русской жизни и природе русской души.

^ В.И. Суриков. Боярыня Морозова. 1887 г.

Глубокая философская мысль выражена автором на полотне «Степан Разин». Живописец размышляет о судьбе народа и тех, кто вставал на его защиту. Художника волнуют и причины поражения освободительных движений прошлого. Люди, возглавлявшие их, не находили истинных путей изменения государственного устройства, а потому были обречены на гибель.

Василий Иванович Суриков скончался 29 марта 1916 г. оставив потомкам плоды своего творчества. Со всей полнотой и правдой полотна великого мастера отражают характер русского народа, его прошлое и настоящеее.

Алёхин А. Д. Подлинное идёт из народа. Василий Иванович Суриков // Когда начинается художник / А. Д. Алёхин. – М. 1994. – С. 59-70.

Алленов М. М. Василий Суриков. – М. Слово, 1996. – 96 с. ил. – (Картинная галерея).

Алленова Е. Василий Иванович Суриков (1848 – 1915) / Е. Алленова // Мурзилка. – 2001. — № 5. – С. 19.

Алпатов М. «Меншиков в Берёзове» Сурикова // Немеркнущее наследие / М. Алпатов. – М. 1990. – С. 242-248.

Алянский Ю. На диком бреге Иртыша // Рассказы о русском музее / Ю. Алянский. – М. 1987. – С. 155-161.

Барановская З. Поэзия в красках. о русском художнике В. И. Сурикове // Нач. школа. – 1999. – № 40. – С. 2-3. Продолжение. См. 1999. — № 1, 5, 9, 13, 18, 21, 25, 29, 33, 36.

Белякова А. Василий Суриков. «Красноярцы сердцем яры!» / А. Белякова // Студенческий меридиан. – 2001. — № 9. – С. 63-67.

Бялик В. Портреты княгини Щербатовой // Юный художник. – 1999. — № 3. – С. 9-11.

Васильева-Шляпина Г. Три портрета сибирячки // Художник. – 1995. – № 4. – С. 8-10.

Волков В. Утро стрелецкой казни. Разговор с мальчиком Алёшей о стрельцах и о стрелецком бунте. [о картине В. И. Сурикова] / Владимир Волков // Детская роман-газета. – 1999. — № 1. – С. 31- 33.

Воякина С. «Минувшее меня объемлет живо… «. В. И. Суриков (1848 – 1916) / С. Воякина // Библио-поле. – 2004. – № 4. – С. 74-80.

Гавриляченко С. А. Василий Иванович Суриков / С. А. Гавриляченко // Библиотечка «Юного художника». – 2004. – № 6. – С. 1-32.

Гавриляченко С. А. Образ русского разбойника в творчестве В. И. Сурикова / С. Гавриляченко // Художник. – 2002. — № 1. – С. 24-27.

Иванов О. Русская девушка в прабабушкином голубом шугае // Искусство. – 1996. – № 7. – С. 1.

Иванова-Аннинская А. Василий Суриков // Искусство. – 1998. — № 32. – С. 1-16.

Как провожали на Руси Зиму-матушку [о картине В. И. Сурикова «Взятие снежного городка»]// Клёпа. – 2005. — № 2. – С. 28-29.

Кеменов В. С. Василий Иванович Суриков = Vasily Surikov. – Л. Художник РСФСР, 1991. – 239 с. ил. цв. ил. – (Русские живописцы ХIХ века).

Кирюшин В. «Мы с тобой роду хорошего…». к 150-летию Василия Ивановича Сурикова // Очаг. – 1998. — № 1. – С. 16-17.

Козмин Б. Певец народной трагедии. Василий Суриков // Слово. – 1991. – № 10. – С. 28-32.

Кончаловская Н. П. Дар бесценный. романт. быль. – 4-е изд. – М. Дет. лит. 1983. – 335 с. 65 л. ил. портр.

Кончаловская Н. Суриково детство // Юный художник. – 1980. — № 10. – С. 12-17.

Кончаловский Дм. Суриков как художник-историк. 150 лет со дня рождения В. И. Сурикова // Наше наследие. – 1998. — № 47. – С. 3-10.

Крамаренко Л. Нелёгкая судьба юной царевны. [о картине В. И. Сурикова «Посещение царевной женского монастыря»] / Л. Крамаренко // Юный художник. – 1999. – № 2. – С. 15-17.

Лощиц Ю. В доме на Благовещенской. как родилась картина Сурикова «Взятие снежного городка» // Юный художник. – 1984. – № 7. – С. 35-38. ил.

Михайлов А. Акварели Сурикова // Юный художник. – 1988. — № 11. – С. 38-42.

Никологородская О. Как покорялась Сибирь. [о В. И. Сурикове и его картине «Покорение Сибири Ермаком»] / Ольга Никологородская // Родина. – 2001. — № 3. – С. 102-107.

Никологорская О. «Живые лики живых людей». Василий Суриков / Ольга Никологорская // Детская роман-газета. – 2001. — № 5. – С. 28-31.

Обухов В. «Степан Разин» Сурикова и Кустодиева // Юный художник. – 1988. – № 2. – С. 8-11.

Певзнер Л. В. И. Суриков работает над образом «Боярыня Морозова», 1887 / Лия Певзнер // Искусство (ПС). – 2001. — № 13. – С. 4-5.

Суриков Василий Иванович // Русские художники. энцикл. слов. – СПб. 2000. – С. 595-601. цв. ил.

Тульцева Л. Семь свечей «Утра стрелецкой казни» Сурикова // Родина. – 1998. — № 2. – С. 84-87.

Чугунов Г. В. Суриков «Боярыня Морозова». рассказ об одной картине // Юный художник. – 1983. — № 2. – С. 36-43.

Чурак Г. Суриков – портретист // Юный художник. – 1998. — № 1. – С. 29-31.

Виктор Михайлович Васнецов

(1848-1926)

Родиной великого художника было маленькое вятское село Рябово. Пейзажи окрестностей буквально завораживали юношу своей неповторимой красотой. С детства Васнецов мечтал стать художником, чтобы на полотне отразить всю красоту и величие русской природы и изобразить характер русского человека.

Виктор Васнецов известен как мастер живописи, работавший в самых разнообразных жанрах: историческом, сказочном, бытовой картине, портрете, пейзаже. Однако наибольшей популярности художник добился именно в сказочном жанре.

Васнецов пробовал свои силы и в качестве архитектора. По его проекту в 1900-1901 гг. были оформлены фасад зданий знаменитых Третьяковской галереи и галереи Цветкова. В Абрамцеве и в настоящее время можно увидеть церковь, возведенную по рисункам знаменитого живописца.

Кроме того, Виктор Васнецов писал иллюстрации и подготавливал декорации к ряду театральных постановок.

В 1867 г. художник покидает родину и отправляется в Петербург. Там он поступает в Рисовальную школу. После становится учеником Петербургской академии художеств. Еще во время учебы создает ряд жанровых картин, главными героями которых являются типические народные характеры, а главной темой полотен становится жизнь простого народа в её обыденном проявлении.

В 1880 г. художник завершает работу над картиной «После побоища Игоря Святославовича с половцами», тема которой отражает содержание произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Васнецов является первым живописцем, принесшим в изобразительное искусство традиции былинного жанра и народного героического эпос. Композиция полна скорбного и торжественного величия воинской доблести. Сюжет полотна подобен неторопливому былинному рассказу, который воспевает храбрость русских воинов, их беззаветную преданность своей родине.

В 1881 г. живописец написал картину «Аленушка». Композиция Васнецова, словно задушевная русская песня, плавно льется из глубины души автора, рассказывая о нелегкой судьбе девушки, для которой жизнь не «добра матушка», а «злая мачеха». В этой картине художник предстает и мастером пейзажа. Картины природы на полотне нужны не только для создания фона композиции. Они имеют самостоятельное значение и играют важную роль в раскрытии темы произведения. Его пейзаж призван выразить самые сокровенные мысли и переживания, то, что порой бывает невозможно передать с помощью слов.

В период с 1885 по 1896 г. Васнецов работает над росписью стен находящегося в Киеве Владимирского собора. Почти 11 лет художник трудился над созданием росписи. Эта работа была необычайно сложной и требовала от живописца таланта и колоссальных сил.

^ В.М. Васнецов. Богатыри. 1881-1898 гг.

Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1898 г. мастер заканчивает работу над монументальным полотном «Богатыри», ставшим кульминацией серии картин, посвященных доблестному воину-богатырю. Главным для художника было показать величавую красоту силы, напомнить людям о героизме, гуманности и любви к ближнему. Каждый из богатырей олицетворяет собой определенный склад человеческой души, тип русского характера. Мощь и величие богатырей подчеркнуты окружающим их пейзажем: маленькие холмики и низкие ёлочки едва заметны под ногами коней.

После завершения картины «Богатыри» Васнецов в основном писал иллюстрации и декорации к различным театральным постановкам.

Этот художник известен и как мастер портрета. Среди этих работ необходимо выделить портрет художника М. В. Нестерова, завершенный Васнецовым в год смерти, в 1926 году.

Библиография

Бараш О. Три богатыря. [о картине В. М. Васнецова «Богатыри»] / О. Бараш // Детский сад со всех сторон. – 2002. — № 14. – С. 5.

В. Васнецов. [альбом] / Авт.-сост. Л. И. Иовлева. – М. Изобразительное искусство, 1984. — 48 с. цв. ил. – (Из собр. Гос. Третьяков. галереи).

Васнецов Виктор Михайлович // Русские художники. энцикл. слов. – СПб. 2000. – С. 113-117. цв. ил.

Воякина С. Сказочник, былинник, живописный гусляр. Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926) / С. Воякина // Библиополе. – 2004. — № 3. – С. 75-80.

Гладкова Л. Две работы Виктора Васнецова. [о произведениях В. М. Васнецова «Портрет сына художника Михаила Васнецова в костюме княжича» и «Спас Нерукотворный»] / Лидия Гладкова, Элеонора Пастон // Русская галерея. – 2001. — № 1. – С. 48-50.

Иванова Ю. А. Васнецов / Ю. А. Иванова. – М. Русское энциклопедическое товарищество, 2003. – 32 с. ил. – (Детский музей. Русская живопись).

Кудрявцева Л. С. Богатыри земли русской. о картинах В. М. Васнецова. – М. Малыш, 1981. – 26 с. ил.

Кудрявцева Л. Русские Алёнушки. женские образы В. М. Васнецова / Л. Кудрявцева // Берегиня дома твоего. – 2002. — № 4. – С. 41-44.

Лазуко А. К. Виктор Михайлович Васнецов. [альбом]. – Л. Художник РСФСР, 1990. – 208 с. ил. – (Русские живописцы ХIХ века).

Лазуко А. К. Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926). [монография]. – Л. Художник РСФСР, 1985. – 80 с. ил.

Моргунов Н. Виктор Васнецов. библейские темы в искусстве / Н. Моргунов // Искусство в школе. – 2000. — № 6. – С. 21-26.

Осокин В. Н. Виктор Васнецов. – Киев. Рад. школа, 1989. – 160 с. ил.

Пастон Э. В. Виктор Васнецов. [альбом] / Э. В. Пастон. – М. Белый город, 2001. – 64 с. ил. – (Мастера живописи).

Пастон Э. В. Виктор Васнецов. – М. Слово / Slovo, 1996. – 96 с. ил. – (Картинная галерея).

Пастон Э. Парадоксы Виктора Васнецова / Элеонора Пастон // Наше наследие. – 1991. — № 4. – С. 5-18.

Певзнер Л. Виктор Васнецов работает над образом «Снегурочка». 1885 // Искусство (ПС). – 2002.- № 5. – С. 8-9.

Петрова М. Перекличка времён. откровения исторических полотен Виктора Васнецова / М. Петрова // Москва. – 2000. — № 12. – С. 165-177.

Русская сказка в творчестве Ю. А. Васнецова / сост. альбома и авт. текста В. Н. Петров. – Л. Художник РСФСР, 1971. – 140 с.

Скоробогачева Е. Мебель Виктора Васнецова. русский север в произведениях неорусского стиля / Е. Скоробогачева // Мир музея. – 2005. – № 4. – С. 10-13.

Степанова С. «Путь к свету» (Васнецов и Владимирский собор в Киеве) // Юный художник. – 2001. — № 12. – С. 18-22.

Ярославцева Н. Волшебный мир сказки. о В. Васнецове / Н. Ярославцева // Детская роман-газета. – 2000. — № 6. – С. 27-30.

В.М. Васнецов Три царевны подземного царства. 1881 г.

Содержание

К читателю 3

Русское изобразительное искусство XIX века 4

Источник: https://rudocs.exdat.com/docs/index-176440.html?page=2

Это интересно:

  • Актинидия коломикта сорт крупноплодная Содержание ? Актинидия – полезные свойства Актинидии – сорта Ананасная, Победа, Коломикта Киевская крупноплодная — (самая крупная ягода самая урожайная); Сентябрьская, Фигурная, Пурпурная, Аргута Межвидовые: Обычно актинидия — двудомное растение, поэтому при посадке этой культуры необходимо […]
  • Внекорневая подкормка перцев борной кислотой Внекорневая подкормка При нехватке отдельных макро и микро элементов, качество и количество урожая будет совсем иным, по сравнении с тем, которую вы хотели увидеть. Необходимо знать и то, что минеральные удобрения которые внесены в почву  в конце июля — в начале августа являются малоэффективными […]
  • Багульник рододендрон даурский размножение Месторасположение: при выборе места нужно иметь в виду, что оно должно быть защищено от господствующих ветров и прямых солнечных лучей. Большинство дикорастущих рододендронов в природе прячутся под пологом деревьев, а если и оказываются на открытом месте, то на таких склонах, куда солнце проникает только […]
  • Крестьянка с васильками венецианов описание Рекомендательный указатель А.Г. Венецианов. Крестьянка с васильками 1820-е ^ Государственная Третьяковская галерея, Москва Особое место в его творчестве заняли портреты крестьянских детей. До чего же хорош "Захарка" – глазастый, курносый, большегубый мальчишка с топором на плече! Захарка словно […]
  • Виды можжевельника обыкновенного фото Можжевельник Род можжевельник насчитывает больше 70 видов, растущих в Северном полушарии от горных тропиков до полярной зоны. Большое количество видов имеет малые ареалы. Низкорослые и стелющиеся виды можжевельника являются характерными обитателями скал и горных склонов, в основном, у верхних границ […]
  • Виноград первый урожай после посадки Как получить урожай винограда в год посадки Страница 1 из 2 Занимаясь приусадебным виноградарством, я все время думал над тем, как бы ускорить вступление кустов в пору плодоношения. Очень уж не хотелось ждать 3—4 года, которые обычно проходят прежде, чем виноградное растение начнет давать урожай. Еще в […]
  • Где лучше посадить магонию падуболистную Магония падуболистная: уход (с фото). Особенности посадки, ухода за магонией падуболистной, фото и борьба с болезнями 23.05.2016 12:32 Автор: Юлия Павлова Высаживая на своих участках или во дворах декоративный вечнозеленый кустарник магонию падуболистную, можно достичь нескольких целей. Во-первых, она […]
  • Гладиолусы хранение подготовка к посадке На главную Пошаговая инструкция по выращиванию гладиолусов. На сайте представлено много полезной информации по выращиванию гладиолусов. Чтобы начинающим, и не только, гладиолусоводам было легче применить всю эту информацию на практике представлена данная инструкция. Это практически пошаговая инструкция к […]
  • Варенье с шелковицы полезные свойства Варенье из шелковицы Непременно сварите на зиму вкусное и полезное варенье из шелковицы. Причем, по этому рецепту можно сварить варенье, как из черной, так и из белой шелковицы. А поскольку варенье варится всего 10 минут, то практически все полезные свойства этой ценной ягоды сохраняются. Другие рецепты […]
  • Можжевельник обыкновенный суецика отзывы Зимостоек, морозостоек. Теневынослив, РЅРѕ выращивать лучше только РЅР° солнечных местах, РІ тени РєСЂРѕРЅР° будет рыхлой Рё потеряет колоновидную форму. РќРµ переносит застойного […]